Как правило, огонь ведется по визуально обнаруженной цели. Но в групповом бою у стрелка несколько противников. Это обстоятельство порождает необычную задачу—
поиск групповой цели. При традиционной огневой подготовке такая задача отрабатывается крайне редко. Чаще каждая обнаруженная цель поражается незамедлительно, и только потом осуществляется поиск следующей. Однако в групповом бою относительное расположение всех противников, характер их взаимодействия куда важнее местоположения каждого. Для стрелка главное — понять намерения всей группы, а не подметить особенности поведения кого-либо одного. Сражаясь с несколькими противниками, нужно просчитывать не только очередной свой шаг, но, что гораздо актуальнее, —прогнозировать развитие событий, предвидеть течение боя. Необходимо охватывать «ситуацию» во всей полноте: детали обстановки, тенденции ее развития, задачи неприятельской группы, свои собственные цели, задачи и ресурсы. Но главное, план должен отражать процесс — протекание боя, изменение ситуации, а не очередность отдельных событий.
читать дальшеИз сказанного следует, что оценка «ситуации» в целом, а также поиск и обнаружение групповой цели (всех ведущих бой противников) необходимы для планирования ближнего боя. По существу, «план» представляет собой модель процессауничтожения противников. План тесно увязан с пространственно-временной структурой «ситуации» и пронизывает всю ткань боя, направляя, тем самым, течение схватки в заданное русло. Важнейшим элементом «плана» является последовательность «обхода» противников, своего рода очередность их поражения. «Плановая очередность» определяется с учетом тактического фона, прежде всего активности, значимости и местоположения противников.
Упорядочивая очередность поражения целей по их местоположению, боец часто пользуется заранее отработанным сценарием их «обхода». Существуют, по крайней мере, два типовых сценария, условно называемых «последовательным» и «челночным». В первом случае, поражение начинается с крайней цели и осуществляется последовательно, слева направо (справа налево) (рис. 1). Во втором — очередность поражения целей определяется близостью цели к некоторому базовому направлению. Цели поражаются челночно: сначала ближайшая правая (левая), затем ближайшая левая (правая) и так от базы к периферии (рис. 2),
Если при планировании учитывается еще и значимость цели, то в первую очередь уничтожаются наиболее важные и опасные противники (главарь, подрывник, снайпер). Чрезмерное усердие и повышенная активность некоторых из них так же может изменить общую последовательность поражения.
Завершив планирование, стрелок вступает в бой, придерживаясь, по возможности, плана. Однако, как говорится, — «план не догма». Если «ситуация» развивается не совсем так, какхотелосьбы, план должен корректироваться. Важно не выполнить задуманное любой ценой, а удержать ситуацию под контролем, одержать верх в бою.
Таким образом, в соответствии с альтернативой «изменилось все», успех в групповом бою становится реальностью, если все противники обнаружены, процесс их поражения спланирован, а каждый выстрел — результативен.
@темы:
избранные лекции брата Стефана
Итак, если смена положений стрелка целеориентирована, увязана с «планом» и адаптирована к особенностям боевой обстановки — это маневрирование огнем.
Не следует путать маневр огнем с традиционным передвижением в бою. Перемещение на поле боя не ставит целью обнаружение и уничтожение противника (за исключением разведки боем). Задача перемещения иная: снизить потери, скрытно сконцентрировать или рассредоточить силы, обеспечить внезапность действий. Недаром именно к способам перемещения на поле боя относят переползание, ускоренное передвижение, преодоление препятствий, плавание, десантирование. И хотя любое перемещение может сопровождаться огнем, но, скорее, для того чтобы прикрыть передислокацию собственных сил, чем для уничтожения неприятеля.
Маневрирование огнем осуществляется в пространстве боя и требует определенных временных и энергетических ресурсов. Следовательно, закономерности маневрирования огнем будет правильно описывать в терминах пространственных,временных и энергетических параметров. Например, местоположение стрелковой позиции и ее азимутальная ориентация — пространственные параметры маневра.
Не пространственные параметры маневрирования огнем не ограничиваются сменой местоположения стрелковых позиций и выбором направления ведения огня. Реалии ближнего боя нередко требуют изменения высоты изготовки. Легко привести примеры, когда понижение или повышение исходной позиции неизбежно. Так, стреляя из-за укрытия, почти всегда нужно прежде привстать, и только потом выстрелить. Когда же за укрыт нем находится противник, эффективной бывает стрельба из очень низкой позиции, например из-под автомобиля. Боец, прикрывающий собой раненого товарища, телохранитель, защищающий «охраняемое лицо» также ведут ответный огонь, понижая стрелковую позицию.
В некоторых случаях продольная ось изготовки может отклоняться от вертикали. Чаще всего боец вынужден наклоняться, ведя огонь из-за укрытия, а также стреляя вверх или вниз. Но при этом нужно помнить, что, в случае бесприцельной стрельбы, наклоны туловища могут привести к промаху, если не учесть удаление противника. Хотя на коротких дистанциях ближнего боя проблема оценки расстояний теряет свою остроту.
Таким образом, к пространственным параметрам маневра огнем относят направление на цель, местоположение и высоту стрелковой позиции, а в некоторых случаях величину отклонения от вертикали продольной оси изготовки (рис. 4). Маневр огнем — это почти всегда сложное комплексное действие, которое включает смену направлений, перемещение, изменение высоты и наклоны в самых разнообразных комбинациях.
Начинать очередной маневр можно только после окончания предыдущего. А завершено маневрирование лишь тогда, когда его цель достигнута — враг повержен.
Итак, прежде чем сконцентрироваться на следующем противнике, нужно убедиться в том, что предыдущий не способен продолжить бой. Никто не застрахован от промаха, но даже самый точный выстрел не гарантирует результата. Попадание и поражение не имеют устойчивой, повторяющейся и однозначной связи. Известно, что даже смертельно раненный человек способен нанести непоправимый ущерб своему противнику.
Некоторые специалисты предлагают решать эту проблему, стреляя короткими сериями (обычно по два-три выстрела в одну цель). Но техника серийной стрельбы пригодна лишь для не слишком искушенных бойцов. Если требуется более высокий уровень владения оружием, то методически правильнее исходить из концепции «одним выстрелом». Другими словами, нужно сразу учиться дорожить каждым патроном.
Подчеркнем: второй выстрел производится только в том случае, если очевидна неэффективность первого. Но это еще не все. Стремительность и непредсказуемость развития событий в ближнем бою вынуждает воина постоянно контролировать обстановку. Однако при стрельбе «по плану» невозможно отследить все изменения «ситуации». Это вынуждает бойца после каждого выстрела проводить своего рода «доразведку».
Таким образом, продолжительность начальной фазы маневра складывается из времени, необходимого для оценки результативности выстрела и корректировки «плана».
Длительность средней фазы маневра огнем почти полностью определяется удалением очередной стрелковой позиции, а также трудностями, поджидающими стрелка на этом пути. Чем дальше рубеж огня, тем продолжительнее маневр; чем проще условия перемещения, тем раньше его можно завершить. Поэтому в зависимости оттого, предстоит ли стрелку просто отшагнуть или преодолеть сложный комплекс препят-ствий, длительность средней фазы маневра может существенно варьироваться.
Но это — лишь первое приближение, поверхностное описание соотношения пространственно-временных параметров середины маневра. Реальность куда сложнее.
Нередко в ближнем бою появляется шанс занять более выгодную позицию, затратив на это несколько дополнительных мгновений. Иногда, используя окольный путь, легче подобраться к неприятелю незамеченным. Искусственно затягивая перемещение, можно дождаться момента снижения готовности противника к бою (неприятель покидает укрытие, перезаряжает оружие). В некоторых случаях противник может быть поражен лишь в течение интервала со строго определенными границами (неприятель появляется в оконном или дверном проеме, мелькает в просветах между вагонами идущего поезда).
Приведенные примеры обнажают иную связь между продолжительностью и протяженностью. Связь эта не прямая (чем дальше, тем дольше), она опосредованная и замыкается через тактический фон («план» боя). И коль скоро перед бойцом возникает альтернатива, он вынужден решать задачу оптимизации траектории маневра. С этой точки зрения важно понимать, что к победе не всегда ведет самый короткий путь. Длительность середины маневра не обязана быть минимально возможной, она должна быть минимально необходимой. Другими словами, в результате маневрирования желательно «оказаться в нужном месте в нужное время».
Завершая разговор о продолжительности средней фазы маневра огнем, необходимо отметить еще одно немаловажное обстоятельство. При маневрировании обретают вес нюансы, забыв о которых легко попасть в весьма затруднительное положение. Так, планируя перемещение, следует помнить о некоторых обязательных манипуляциях с оружием. Речь идет об устранении задержек при стрельбе, перезаряжании, замене отказавшего пистолета или подъеме его с земли. Нужно ли подчеркивать, что, если оружие не готово к бою, маневр огнем теряет всякий смысл? Лишь совмещение, а в идеале слияние оружейных манипуляций с перемещением на поле боя, а также готовность и способность воина адаптировать технику стрельбы к любым неожиданностям схватки, позволит избежать нелепых, трагических опозданий и не скажется на длительности маневра.
Маневр огнем заканчивается выстрелом. Поэтому на завершающей фазе маневрирования желательно сохранить визуальный контакт с целью. Только в этом случае можно выстрелить без промедления, не теряя ни мгновения на корректировку стрелковой позиции и доводку оружия. Однако в условиях активного противодействия более вероятны обстоятельства, когда выстрел приходится откладывать на время, необходимое для корректировки стрелковой позиции. Причем величина задержки выстрела целиком зависит отуровня подг оговки стрелка. Чем точнее прогноз действий противника и чем выше технический уровень исполнения маневра, тем меньше потребуется времени для окончательной доводки пистолета. Памятуя о том, что залогом успеха в групповом бою является опережение каждого противника, роль филигранного завершения маневра огнем трудно переоценить.
Итак: очередной маневр начинается после завершения предшествующего. На первой фазе маневрирования в полном объеме восстанавливается контроль над обстановкой. Средняя часть маневра затягивается настолько, сколько нужно для преодоления расстояния до очередного огневого рубежа с учетом сложности пути, противодействия неприятеля, неизбежных манипуляций с оружием. Завершается маневрирование огнем своевременным выстрелом.