Упокой их, Господи... по частям.
Нормативные обоснования и порядок действия «чрезвычайного положения» в России.
Согласно Федерального Конституционного Закона № 3 - ФЗК от 30 мая 2001 чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан, прав организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
читать дальшеЦелями введения чрезвычайного положения являются: устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; защиты конституционного строя Российской Федерации.
Чрезвычайное положение вводится только при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.
К таким обстоятельствам относятся:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований. А так же межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, повлекшие или способные повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится Указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом законодательным органам Совету Федерации и Государственной Думе.
Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения передается на утверждение Совета Федерации и подлежит обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному опубликованию.
Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление. Указ Президента о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования.
Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток.
По истечении срока чрезвычайное положение считается прекращенным. В том случае, если в течение указанного срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного срока Президент отменяет чрезвычайное положение полностью или частично.
В статье 11 закона «О чрезвычайном положении» перечислены меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения.
Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения в его период предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:
1. полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2. введение ограничений на свободу передвижения, а также особого режима въезда на указанную территорию и выезда с неё;
3. усиление охраны общественного порядка;
4. введение ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности;
5. установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
6. запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
7. ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
8. приостановление деятельности опасных производств и организаций;
9. эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В исключительных случаях на основании указа Президента в дополнение к перечисленным силам и средствам, для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы. Войска и органы пограничной службы привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы Российской Федерации.
Вооруженные Силы, другие войска привлекаются для выполнения следующих задач:
1. поддержания особого режима въезда на территорию и выезда с неё;
2. охраны объектов;
3. разъединения противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями;
4. участия в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;
5. участия в ликвидации чрезвычайных ситуации и спасении жизни людей.
Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.
Установленные федеральными законами Российской Федерации порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в условиях чрезвычайного положения не подлежат.
Граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, — до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на десять суток. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру.
Граждане, должностные лица и организации за нарушение требований режима чрезвычайного положения несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правосудие на территории с установленным чрезвычайным положением, осуществляется только судом. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается.
Нормативные обоснования и порядок действия «военного положения» в России.
Более жёсткая мера, вводимая в государстве в связи с возможной или случившейся агрессией в отношении государства Российской Федерации, является «военное положение».
Согласно Конституционного Закона 1-ФК3 «О военном положении» от 30.01.2002 под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Президентом в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против государства Российской Федерации.
Период действия военного положения начинается с даты и времени введения военного положения, которые устанавливаются указом Президента, и заканчивается датой и временем отмены военного положения.
В период действия военного положения могут в той или иной мере ограничиваться права и свободы граждан.
Общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее, при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объявляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции основанием для введения Президентом военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.
Агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством или группой государств против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством или группой государств войны признаются:
1. вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства на территорию Российской Федерации;
2. военная оккупация территории Российской Федерации;
3. бомбардировка или применение любого оружия по территории Российской Федерации;
4. блокада портов или берегов вооруженными силами иностранного государства;
5. нападение вооруженных сил иностранного государства на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокации;
6. засылка иностранным государством или от их имени вооруженных банд, групп или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации.
В указе Президента о введении военного положения должны быть определены:
1. обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;
2. дата и время, с которых начинает действовать военное положение;
3. границы территории, на которой вводится военное положение.
Указ Президента о введении военного положения подлежит обнародованию по каналам радио и телевидения, а также официальному опубликованию. Он незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации. Вопрос об утверждении указа Президента о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа.
Если указ Президента о введении военного положения Совет Федерации не утвердил, такое решение оформляется постановлением Совета Федерации.
Указ Президента о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население Российской Федерации оповещается.
Режим военного положения включает комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
Обеспечение режима военного положения осуществляется органами государственной власти и органами военного управления в соответствии с полномочиями, предоставленными им Федеральным Конституционным Законом «О военном положении».
Органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие органам государственной власти и органам военного управления в обеспечении режима военного положения.
На территории с установленным военным положением, применяются меры по организации производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, специальных формирований, создаваемых на военное время, и для нужд населения.
На территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:
1) усиление охраны общественного порядка, охраны военных, важных государственных и специальных объектов;
2) введение особого режима работы объектов;
3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей;
4) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию;
5) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, а так же религиозных объединений;
6) привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, по ликвидации последствий применения противником средств поражения, восстановлению поврежденных объектов экономики;
7) изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;
8) запрещение или ограничение выбора места пребывания и места жительства;
9) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
11) ограничение движения транспортных средств и их досмотр;
12) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление определённым органам права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, - задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;
13) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ;
14) введение военной цензуры почтовых отправлений и сообщений, передаваемых с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами;
15) интернирование в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с государством Российской Федерацией;
16) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;
17) введение дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;
18) прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций.
В период действия военного положения в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, на оборот имущества. А так же на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Кроме этого могут быть временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установленные особенности финансового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено.
Для обеспечения режима военного положения в порядке, установленном нормативными правовыми актами, могут быть привлечены Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы.
Вооруженные Силы при обеспечении режима военного положения выполняют следующие задачи:
1) поддержание особого режима въезда и выезда на территорию;
2) участие в спасении и эвакуации населения, проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ в борьбе с пожарами эпидемиями;
3) охрана военных, важных государственных и специальных объектов;
4) пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористической и диверсионной деятельности;
5) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
На территории, на которой введено военное положение, действуют суды, установленные в соответствии с Конституцией и федеральными конституционными законами. Судопроизводство осуществляется в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами.
В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, с установленным военным положением, по решению Верховного Суда Российской Федерации или Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.
Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Граждане обязаны выполнять требования военного положения.
За нарушение требований военного положения, а также за правонарушения, совершенные в период действия военного положения, виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военное положение отменяется указом Президента после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.
Согласно Федерального Конституционного Закона № 3 - ФЗК от 30 мая 2001 чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан, прав организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
читать дальшеЦелями введения чрезвычайного положения являются: устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; защиты конституционного строя Российской Федерации.
Чрезвычайное положение вводится только при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.
К таким обстоятельствам относятся:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований. А так же межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, повлекшие или способные повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится Указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом законодательным органам Совету Федерации и Государственной Думе.
Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения передается на утверждение Совета Федерации и подлежит обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному опубликованию.
Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление. Указ Президента о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования.
Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток.
По истечении срока чрезвычайное положение считается прекращенным. В том случае, если в течение указанного срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного срока Президент отменяет чрезвычайное положение полностью или частично.
В статье 11 закона «О чрезвычайном положении» перечислены меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения.
Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения в его период предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:
1. полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2. введение ограничений на свободу передвижения, а также особого режима въезда на указанную территорию и выезда с неё;
3. усиление охраны общественного порядка;
4. введение ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности;
5. установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
6. запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
7. ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
8. приостановление деятельности опасных производств и организаций;
9. эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В исключительных случаях на основании указа Президента в дополнение к перечисленным силам и средствам, для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы. Войска и органы пограничной службы привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы Российской Федерации.
Вооруженные Силы, другие войска привлекаются для выполнения следующих задач:
1. поддержания особого режима въезда на территорию и выезда с неё;
2. охраны объектов;
3. разъединения противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями;
4. участия в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;
5. участия в ликвидации чрезвычайных ситуации и спасении жизни людей.
Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.
Установленные федеральными законами Российской Федерации порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в условиях чрезвычайного положения не подлежат.
Граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, — до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на десять суток. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру.
Граждане, должностные лица и организации за нарушение требований режима чрезвычайного положения несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правосудие на территории с установленным чрезвычайным положением, осуществляется только судом. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается.
Нормативные обоснования и порядок действия «военного положения» в России.
Более жёсткая мера, вводимая в государстве в связи с возможной или случившейся агрессией в отношении государства Российской Федерации, является «военное положение».
Согласно Конституционного Закона 1-ФК3 «О военном положении» от 30.01.2002 под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Президентом в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против государства Российской Федерации.
Период действия военного положения начинается с даты и времени введения военного положения, которые устанавливаются указом Президента, и заканчивается датой и временем отмены военного положения.
В период действия военного положения могут в той или иной мере ограничиваться права и свободы граждан.
Общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее, при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объявляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции основанием для введения Президентом военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.
Агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством или группой государств против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством или группой государств войны признаются:
1. вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства на территорию Российской Федерации;
2. военная оккупация территории Российской Федерации;
3. бомбардировка или применение любого оружия по территории Российской Федерации;
4. блокада портов или берегов вооруженными силами иностранного государства;
5. нападение вооруженных сил иностранного государства на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокации;
6. засылка иностранным государством или от их имени вооруженных банд, групп или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации.
В указе Президента о введении военного положения должны быть определены:
1. обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;
2. дата и время, с которых начинает действовать военное положение;
3. границы территории, на которой вводится военное положение.
Указ Президента о введении военного положения подлежит обнародованию по каналам радио и телевидения, а также официальному опубликованию. Он незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации. Вопрос об утверждении указа Президента о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа.
Если указ Президента о введении военного положения Совет Федерации не утвердил, такое решение оформляется постановлением Совета Федерации.
Указ Президента о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население Российской Федерации оповещается.
Режим военного положения включает комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
Обеспечение режима военного положения осуществляется органами государственной власти и органами военного управления в соответствии с полномочиями, предоставленными им Федеральным Конституционным Законом «О военном положении».
Органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие органам государственной власти и органам военного управления в обеспечении режима военного положения.
На территории с установленным военным положением, применяются меры по организации производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, специальных формирований, создаваемых на военное время, и для нужд населения.
На территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:
1) усиление охраны общественного порядка, охраны военных, важных государственных и специальных объектов;
2) введение особого режима работы объектов;
3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей;
4) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию;
5) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, а так же религиозных объединений;
6) привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, по ликвидации последствий применения противником средств поражения, восстановлению поврежденных объектов экономики;
7) изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;
8) запрещение или ограничение выбора места пребывания и места жительства;
9) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
11) ограничение движения транспортных средств и их досмотр;
12) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление определённым органам права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, - задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;
13) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ;
14) введение военной цензуры почтовых отправлений и сообщений, передаваемых с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами;
15) интернирование в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с государством Российской Федерацией;
16) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;
17) введение дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;
18) прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций.
В период действия военного положения в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, на оборот имущества. А так же на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Кроме этого могут быть временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установленные особенности финансового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено.
Для обеспечения режима военного положения в порядке, установленном нормативными правовыми актами, могут быть привлечены Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы.
Вооруженные Силы при обеспечении режима военного положения выполняют следующие задачи:
1) поддержание особого режима въезда и выезда на территорию;
2) участие в спасении и эвакуации населения, проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ в борьбе с пожарами эпидемиями;
3) охрана военных, важных государственных и специальных объектов;
4) пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористической и диверсионной деятельности;
5) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
На территории, на которой введено военное положение, действуют суды, установленные в соответствии с Конституцией и федеральными конституционными законами. Судопроизводство осуществляется в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами.
В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, с установленным военным положением, по решению Верховного Суда Российской Федерации или Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.
Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Граждане обязаны выполнять требования военного положения.
За нарушение требований военного положения, а также за правонарушения, совершенные в период действия военного положения, виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военное положение отменяется указом Президента после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.
@темы: военная подготовка, doctrina