Аутодафе (ауто-да-фе, ауто де фе; порт. auto da fé, исп. auto de fe, лат. actus fidei, буквально — акт веры) — в средние века в Испании, Португалии и их колониях торжественное объявление приговора инквизиционного суда, сопровождавшееся, в большинстве случаев, возвращением покаявшихся еретиков в лоно церкви, или их наказанием, в том числе «казнью без пролития крови» — часто это было сожжение осуждённых.
читать дальше
Ауто-да-фе появилось с началом инквизиции (XIII в.), распространение получило с конца XV в., приобретя характер массового театрализованного ритуального действа.
Собственно аутодафе есть всякое торжество, устраиваемое инквизицией по поводу объявления приговора (соответствующее название во Франции «sermo generalis» — общая проповедь).
Практика аутодафе установилась в Испании вместе с усилением там инквизиции в конце XV века, первое аутодафе (сожжение) шести человек проведено в Севилье в 1481 г.
Последнее ауто-да-фе состоялось в 1826 в Валенсии. Это ауто-да-фе состоялось через повешение (сожжения не было).
Различались:
1) Auto publico general (общее публичное Аутодафе), сопровождавшееся большой торжественностью и совершавшееся в присутствии городских властей и большого стечения народа, часто по случаю празднования дня рождения или бракосочетания какого-нибудь принца.
2) Auto particular (частное Аутодафе ), на котором присутствовали только инквизиторы и уголовные судьи.
Народ стекался толпами на зрелище Аутодафе как на доброе дело веры. Самые знатные люди считали для себя честью оказывать услуги святому суду при процессиях Аутодафе. Шествие открывали доминиканские монахи с хоругвью инквизиции. Прежде всего следовали кающиеся грешники, на которых была наложена только епитимья. За ними шли отделенные большим крестом, носимым перед ними, осужденные на смерть, босые, в специальных костюмах из черной с белыми полосками материи; на обвиненных в каком-либо преступлении против церкви накидывался наплечник из желтой ткани с красными андреевскими крестами (т. н. sanbenito); на рецидивистов и упорствовавших в отрицании истинной веры надевался серый наплечник (samarra) с изображением самого осужденного, окруженного дьяволами и пылающими факелами; на обвиненных в колдовстве надевался остроконечный бумажный колпак (carochas) с изображением чертей и огненных языков. За осужденными несли изображения скрывшихся и, наконец, останки умерших подсудимых в черных гробах, на которых были нарисованы огненные языки и другие символические изображения. Ряд священников и монахов замыкал шествие. По главным улицам процессия направлялась к церкви, где после проповеди объявлялся приговор обвиняемым, стоявшим перед распятием с потухшей свечой в руке. По прочтении им приговора осужденные передавались светскому суду; их принимал гражданский чиновник и приказывал заковать и заключить в темницу. Несколько часов спустя их вели на место казни. Тех, которые обращались в католичество, сперва удавливали, а потом сжигали, прочих же сжигали живыми, а вместе с ними также изображения и останки скрывшихся и умерших еретиков.